- Положение о порядке аккредитации журналистов средств массовой информации при Арбитражном суде Магаданской области
- Положение о порядке предоставления информации о деятельности Арбитражного суда Магаданской области средствам массовой информации
- Рекомендации представителю Средств Массовой Информации по освещению деятельности арбитражного суда
1. Общие положения
1.1. Аккредитация журналистов средств массовой информации при Арбитражном суде Магаданской области проводится в целях объективного распространения информации об осуществлении правосудия, а также создания необходимых условий для профессиональной деятельности журналистов.
1.2. Положение разработано с учетом требований норм Конституции Российской Федерации, Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 г. № 1 ФКЗ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Регламента Арбитражного суда Магаданской области, утвержденного Постановлением Президиума Арбитражного суда Магаданской области № 2 от 08.02.2008 г.
2. Право на аккредитацию
2.1. Право на аккредитацию журналистов при Арбитражном суде Магаданской области имеют действующие зарегистрированные средства массовой информации независимо от форм собственности и состава учредителей, а также зарубежные средства информации, аккредитованные при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
2.2. Арбитражный суд Магаданской области признает полномочия аккредитованного журналиста в соответствии с настоящим Положением.
2.3. Отсутствие аккредитации не влечет ограничения прав журналистов, установленных Законом Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
3. Виды аккредитации
3.1. Аккредитация журналистов средств массовой информации при Арбитражном суде Магаданской области может быть постоянной и разовой.
3.2. Постоянная аккредитация журналистов осуществляется по форме персональной аккредитации сроком на один календарный год.
3.3. Разовая аккредитация представителя средств массовой информации предусматривается для обеспечения деятельности журналистов, выполняющих разовые поручения редакции по освещению определенных аспектов деятельности Арбитражного суда Магаданской области либо конкретного судебного разбирательства.
4. Порядок аккредитации
4.1. Порядок постоянной аккредитации
4.1.1. Персональная аккредитация журналистов средств массовой информации, постоянно освещающих работу Арбитражного суда Магаданской области, осуществляется на основании письменной заявки редакций средств массовой информации на имя Председателя Арбитражного суда Магаданской области, подписывается главным редактором и заверяется печатью.
4.1.2. В заявке указывается:
- полное официальное название средства массовой информации, форма распространения информации, почтовый индекс и адрес редакции средства массовой информации, номер телефона и номер факса главного редактора средства массовой информации;
- фамилия, имя и отчество (без сокращений) представителя средства массовой информации, занимаемая им должность, номер рабочего телефона, номер факса, иные средства связи, дающие возможность осуществления оперативной связи с журналистом.
4.1.3. К заявке прикладывается:
- копия свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации;
- копия лицензии на вещание (для электронных средств массовой информации, осуществляющих радио- и телевизионное вещание);
- две фотографии (формат 3х4) каждого журналиста, указанного в заявке на аккредитацию.
4.1.4. Аккредитация зарубежных журналистов при Арбитражном суде Магаданской области производится при наличии осуществленной Министерством иностранных дел Российской Федерации аккредитации зарубежного журналиста в Российской Федерации.
4.1.5. Решение об аккредитации журналистов средств массовой информации принимается в течение 10 рабочих дней со дня регистрации в Арбитражном суде Магаданской области заявки средства массовой информации на аккредитацию.
4.1.6. Аккредитационное удостоверение выдается лично аккредитованному журналисту под роспись. О выдаче аккредитационного удостоверения делается соответствующая запись в журнале учета аккредитационных документов.
4.1.7. В случае отказа в аккредитации Председатель Арбитражного суда Магаданской области или его заместитель, направляет в редакцию соответствующего средства массовой информации мотивированный ответ.
4.1.8. Аккредитация журналистов средств массовой информации, которое прекратило или приостановило свою деятельность, аннулируется.
4.1.9. В случае увольнения журналиста из редакции средства массовой информации персональная аккредитация данного журналиста аннулируется. Редакция средства массовой информации имеет право подать заявку на аккредитацию другого своего журналиста только после возврата в суд ранее выданного аккредитационного удостоверения, о чем делается соответствующая запись в книге учета аккредитационных документов.
4.1.10. Аккредитационное удостоверение установленного образца подписывается Председателем Арбитражного суда Магаданской области или его заместителем, и заверяется печатью (образец удостоверения прилагается - см. приложение 1).
4.1.11. Аккредитационное удостоверение обеспечивает беспрепятственный проход в здание, в котором размещается Арбитражный суд Магаданской области. Вход в здание Арбитражного суда Магаданской области по аккредитационному удостоверению журналисту разрешается только в официально установленные часы работы Суда.
4.1.12. Аккредитационное удостоверение действительно только при наличии журналистского удостоверения и не подлежит передаче другому лицу.
4.1.13. Аккредитационные удостоверения подлежат возврату журналистами в Арбитражный суд Магаданской области:
- по окончании срока действия аккредитационного удостоверения;
- в связи с заменой аккредитационного удостоверения при объявленной переаккредитации;
- при лишении или аннулировании аккредитации.
4.2. Порядок разовой аккредитации
4.2.1. Представители средства массовой информации, не имеющие постоянной аккредитации при Арбитражном суде Магаданской области, для выполнения задания по освещению конкретного судебного разбирательства с целью получения разовой аккредитации устно заявляют о своем намерении присутствовать на судебном заседании Председателю Арбитражного суда Магаданской области или его заместителю, сообщают свою фамилию, имя, отчество, предъявляют журналистское удостоверение.
4.2.2. Помощником председателя суда или помощником заместителя председателя суда на основе указанных данных на представителя средства массовой информации заполняется карточка временной аккредитации (образец карточки прилагается - см. приложение 2), которая подписывается Председателем Арбитражного суда Магаданской области или его заместителем, заверяется печатью и передается на пост охраны.
4.2.3. Пропуск представителя средства массовой информации в здание суда осуществляется по карточке разовой аккредитации при предъявлении паспорта или редакционного удостоверения.
4.2.4. Аккредитационная карточка действительна только в день ее выдачи.
5. Права аккредитованных журналистов
Журналист имеет право:
5.1. Беспрепятственно проходить в здание Арбитражного суда Магаданской области.
5.2. Присутствовать в зале заседаний при открытом разбирательстве дела, делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускается с разрешения судьи - председательствующего в судебном заседании. Действия журналистов, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенную судом кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению, не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени.
5.3. Осуществлять свою профессиональную деятельность в перерывах между судебными разбирательствами.
5.4. Знакомиться с предназначенными для публикации информационно-справочными материалами, а также получать их электронные копии на собственных носителях.
5.5. Посещать брифинги, пресс-конференции, иные мероприятия, специально предназначенные для прессы.
6. Обязанности аккредитованных журналистов
Журналист обязан:
6.1. Уважать при осуществлении своей профессиональной деятельности права, честь и достоинство судей и работников аппарата Арбитражного суда Магаданской области;
6.2. Соблюдать установленный порядок на заседании суда. Выполнять распоряжения председательствующего на заседании суда;
6.3. Всесторонне и объективно информировать общество о работе Арбитражного суда Магаданской области;
6.4. Не использовать свои профессиональные возможности в целях сокрытия информации, искажения или фальсификации общественно-значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации;
6.5. Не использовать свои права для распространения информации с целью опорочить судей и работников аппарата Арбитражного суда Магаданской области по признакам профессии, пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, места жительства и работы;
6.6. Соблюдать общепризнанные нормы журналисткой этики, а также не распространять материалы злонамеренного характера, содержащие бездоказательную критику Арбитражного суда Магаданской области;
6.7. Соблюдать требования правил режима работы и нахождения в здании Арбитражного суда Магаданской области.
7. Лишение аккредитации и прекращение ее действия
7.1. Журналист может быть лишен аккредитации:
- при увольнении журналиста из редакции средства массовой информации;
- при прекращении деятельности средства массовой информации;
- если им или редакцией нарушены установленные настоящим Положением правила аккредитации;
- если им или редакцией распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство Арбитражного суда Магаданской области, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
7.2. Мотивированное решение о лишении представителя средства массовой информации аккредитации направляется в редакцию этого средства массовой информации.
Приложение № 1
Арбитражный суд Магаданской области
УДОСТОВЕРЕНИЕ № ______
|
Аккредитован при Арбитражном суде Магаданской области
Действительно до «_____» ____________ 20___ г.
Председатель Арбитражного суда
Магаданской области В. В. Липин
Дата выдачи «_____» ____________ 20___ г.
Арбитражный суд Магаданской области
Время прибытия ___________________ Магаданской области В. В. Липин Действительна только в день выдачи |
Положение о порядке предоставления информации о деятельности Арбитражного суда Магаданской области средствам массовой информации
19 мая 2008 г.
Основные аспекты взаимодействия арбитражных судов и средств массовой информации
В настоящее время в арбитражных судах России активно формируются подразделения, основной функцией которых является организация связей с общественностью и средствами массовой информации. В крупных судах указанные функции возлагаются на создаваемые отделы или даже управления по связям с общественностью и СМИ. В большинстве же судов, в том числе и в Арбитражном суде Магаданской области, вопросами взаимодействия со СМИ занимается специалист Секретариата председателя суда, выполняющий наряду с иными должностными обязанностями, также функции пресс-секретаря.
Что входит в должностные обязанности пресс-секретаря Арбитражного суда Магаданской области?
Пресс-секретарь осуществляет подготовку для редакций средств массовой информации пресс-релизов, пресс-бюллетеней и обзоров о деятельности Арбитражного суда Магаданской области; организует проведение пресс-конференций, брифингов и иных встреч председателя и заместителей председателя суда, судей и руководителя аппарата – администратора суда с журналистами и представителями общественности по вопросам деятельности Арбитражного суда Магаданской области; проводит анализ и мониторинг материалов прессы, теле- и радиоинформационных источников, Интернет-сайтов; определяет степень достоверности опубликованных в средствах массовой информации материалов о деятельности Арбитражного суда Магаданской области и готовит при необходимости разъяснительные письма и опровержения.
Как можно связаться с пресс-секретарем Арбитражного суда Магаданской области?
Сотрудники редакций средств массовой информации могут связаться с пресс-секретарем по телефону Секретариата председателя Арбитражного суда Магаданской области – (4132) 655 - 674 или задать интересующие вопросы, направив их по E-mail: info@magadan.arbitr.ru.
Каков режим работы пресс-секретаря Арбитражного суда Магаданской области?
Сотрудники редакций средств массовой информации и все заинтересованные лица могут обращаться по вопросам получения информации о деятельности Арбитражного суда Магаданской области в рабочие дни с 8.30 час.до 17.30 час.(за исключением обеденного перерыва с 12.30 час. до 13.30 час.).
Если Вам необходима информация о деятельности Арбитражного суда Магаданской области, а рабочий день уже закончился, Вы можете получить информацию на официальном сайте суда. Сайт поддерживается в актуальном состоянии, а на его страницах размещена разнообразная информация, которая позволяет узнать об основных направлениях деятельности суда.
Какие нормативные правовые акты регламентируют деятельность пресс-секретаря?
Законодательная база, регламентирующая деятельность пресс-служб и пресс-секретарей органов государственной власти, состоит из целого ряда федеральных законов и подзаконных актов. К числу базовых нормативных правовых актов относятся следующие: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»;Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».
Пресс-службы и пресс-секретари, работающие в системе арбитражных судов, руководствуются, наряду с вышеперечисленными актами, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. № 7, а также приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, приказами и распоряжениями, издаваемыми председателями федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Каковы правовые основы взаимодействия представителей СМИ с пресс-службами (пресс-секретарями) арбитражных судов?
Правовые основы взаимодействия органов государственной власти, в том числе органов судебной власти, закреплены в следующих законодательных актах - Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) и Федеральном законе от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
В соответствии с частью второй ст. 38 Закона о СМИ, государственные органы и их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.Таким образом, данная правовая норма содержит указание на основные формы взаимодействия между редакциями средств массовой информации и органами государственной власти.
С 1 июля 2010 г. в России действует Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В ст. 21 данного законодательного акта содержится перечень форм взаимодействия СМИ с судебными органами. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» указывает на следующие формы взаимодействия, которые не отражены в Законе о СМИ: доступ представителей редакций средств массовой информации в помещения судов, где размещена информация о деятельности судов, а также их присутствие в открытых судебных заседаниях; информационное освящение деятельности судов, в том числе вопросов совершенствования законодательства, регулирующего указанную деятельность; аккредитация в судах представителей средств массовой информации.
В ст. 39 Закона о СМИ закрепляется механизм такой формы взаимодействия СМИ и органов государственной власти, как запрос информации. В силу положений данной статьи Закона, редакция средства массовой информации имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов или их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
При направлении запросов в письменной форме сотрудникам редакций СМИ следует иметь ввиду, что запрос должен направляться на имя председателя арбитражного суда. Данное требование обусловлено следующим: в соответствии с частью первой ст. 22 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», официальным представителем суда, осуществляющим взаимодействие с редакциями средств массовой информации, является председатель суда. При этом, указанный законодательный акт предусматривает, что осуществлять взаимодействие с редакциями СМИ может иное должностное лицо судебного органа. В тоже время, иное должностное лицо судебного органа получает полномочия на осуществление взаимодействия с редакциями СМИ именно от председателя суда. Поэтому, исходя из установленных действующим законодательством полномочий должностных лиц и должностной субординации, любой запрос следует направлять на имя председателя суда.
Также, сотрудникам редакций СМИ следует помнить, что органы государственной власти, в том числе судебные органы, вправе отказать в предоставлении запрашиваемой информации. Основания отказа закреплены ст. 40 Закона о СМИ и сформулированы следующим образом: отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.
В чем заключаются особенности правовой регламентации участия представителей СМИ в судебных заседаниях?
Конституция Российской Федерации, а также Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ) устанавливают гласность судебного разбирательства как один из базовых принципов осуществления правосудия. Гласность судебного разбирательства предусматривает право граждан, представителей общественности и СМИ присутствовать в судебных заседаниях. В тоже время, следует отметить, что конституционный принцип гласности судебного разбирательства не носит абсолютный характер. Статья 123 Конституции РФ предусматривает возможность проведения слушаний по делу в закрытых судебных заседаниях, а порядок проведения таких заседаний устанавливается процессуальным законодательством.
Действующий АПК РФ в части второй ст. 11 устанавливает, что разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны. Перечень лиц, которые вправе присутствовать в закрытом судебном заседании, закреплен частью 5 ст. 11 АПК РФ и носит исчерпывающий характер: лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также эксперты, свидетели и переводчики.
Как уже указывалось выше, в ст. 21 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» закреплены формы взаимодействия судов с редакциями СМИ. Именно на эту статью действующего законодательства хотелось бы еще раз обратить пристальное внимание представителей СМИ. В пункте первом части второй ст. 21 Закона устанавливается, что представители редакций средств массовой информации могут присутствовать в открытых судебных заседаниях.
Правила участия любых лиц в судебных заседаниях закреплены действующим АПК РФ и не содержат каких-либо преференций для представителей редакций СМИ:
- при входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Решение арбитражного суда все находящиеся в зале судебного заседания выслушивают стоя (часть 1 ст. 154 АПК РФ);
- лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видиозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускается с разрешения судьи – председательствующего в судебном заседании (часть 7 ст. 11 АПК РФ);
- действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенную судом кино- и фотосъемку, видиозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению, не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени (часть третья ст. 154 АПК РФ);
- лица, присутствующие в зале судебного заседания, обязаны соблюдать установленный порядок. Лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала судебного заседания (часть четвертая ст. 154 АПК РФ). Следует также знать о том, что лица, нарушающие порядок в судебном заседании и не подчиняющиеся законным распоряжениям председательствующего, могут быть подвергнуты судебному штрафу. Порядок наложения судебных штрафов регламентирован ст. 119 АПК РФ. Штрафу могут быть подвергнуты как лица, непосредственно участвующие в рассматриваемом деле (истец, ответчик и т.п.), так и иные, присутствующие в зале судебного заседания лица.
Может ли представитель редакции СМИ после завершения судебного заседания обратится к судье за комментариями по рассматриваемому делу?
Статус судьи, а также его процессуальные права, обязанности и запреты регламентированы следующими законодательными актами: Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также Кодексом судейской этики.
Так, Закон о статусе судей в пункте 7 части третьей ст. 3 устанавливает, что судья не вправе допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу.
В соответствии со ст. 21 АПК РФ, судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.
Статья 6 Кодекса судейской этики запрещает судье делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним постановлений. Также, судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег.
Из приведенных норм действующего законодательства становится понятно, что права судьи по взаимодействию с представителями СМИ существенно ограничены. Тем не менее, представителям СМИ следует иметь ввиду, что позиция судьи, основанная на законе, отражена в принятом им судебном акте. А со вступившими в силу судебными актами любое заинтересованное лицо может ознакомиться на сайте суда в сети Интернет.
Пресс-служба Арбитражного суда Магаданской области готова дать разъяснения и по другим правовым аспектам взаимодействия судебных органов и представителей средств массовой информации. Также надеемся, что сотрудничество Арбитражного суда Магаданской области с представителями СМИ будет способствовать укреплению законности и правопорядка, позволит всем жителям Магаданской области получать достоверные сведения о работе суда.
Источник: Пресс-служба
Арбитражного суда
Магаданской области
E-mail: ihfa@magadan.arbitr.ru