Защита прав и интересов кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве)


 

Защита прав и интересов кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве)

Не всегда деятельность юридических лиц, в первую очередь, коммерческих организаций осуществляется эффективно.

Иногда могут возникнуть ситуации, когда финансовое состояние юридического лица становится стабильно негативным: возникает задолженность по заработной плате своим работникам, неспособность удовлетворить требования контрагентов по заключённым гражданско-правовым договорам, а также неспособность погасить задолженность по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды.

В этом случае в отношении такого юридического лица возможно возбуждение процедуры о признании его несостоятельным (банкротом).

В настоящее время вопросы банкротства регулируются следующими основными законами: Гражданским кодексом РФ; Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002; Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» № 40-ФЗ от 25.02.1999; Федеральным Законом № 122-ФЗ от 24.06.1999 «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

На практике наиболее часто дела о несостоятельности (банкротстве) таких лиц возбуждаются и рассматриваются в соответствии с нормами Федеральным Закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее - Закон о банкротстве), об основных положениях которого, касающихся реализации законных прав и интересов кредиторов, и пойдёт речь.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены и в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей (часть 2 статьи 3; часть 2 статьи 6).

Статья 2 данного Федерального закона устанавливает, что кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Закон о банкротстве предоставил кредиторам достаточно большой объём полномочий для достижения оптимальной эффективности защиты своих имущественных прав.

Согласно ныне действующему Закону о банкротстве арбитражный суд практически лишён возможности самостоятельно влиять на ход процедур банкротства и в подавляющем большинстве случаев должен принять к сведению ту позицию, которую высказали кредиторы должника на соответствующем собрании и которая отражена в протоколе собрания кредиторов.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, является основанием для отстранения его от должности арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Кроме того, в части 2 ст. 12 Закона о банкротстве перечислены полномочия, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов.

В этой же норме указано, что вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

Статус кредиторов третьей очереди неразрывно связан с правом голоса на собрании кредиторов. Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции не дают кредитору права голоса на собрании. Таким образом, для определения статуса конкурсного кредитора важен не только характер, но и состав денежного требования.

Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов (ст.ст. 16; 71; 100; 142 Закона о банкротстве).

При этом потенциальным кредиторам предлагается обратить внимание на часть 6 ст. 16 Закона о банкротстве, согласно которой требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Так, требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего.

Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исключаются из реестра требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Правовые последствия пропуска таких сроков различаются в зависимости от процедуры банкротства: например, если пропуск срока в наблюдении лишает кредитора лишь права голоса на первом собрании кредиторов, то пропуск срока в конкурсном производстве влечет не только утрату возможности влиять на ход дела о банкротстве, но и затрагивает имущественное право кредитора на своевременное получение денежных средств согласно установленной очерёдности.

Статья 134 Закона о банкротстве устанавливает очерёдность удовлетворения требований кредиторов.

Вне очереди за счёт конкурсной массы (денежных средств, вырученных от реализации имущества должника) погашаются текущие обязательства в соответствии с частью 1 данной статьи, в частности: расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

Согласно части 4 данной статьи установлена очерёдность требований кредиторов, которые не являются текущими. Так, в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Кредиторам рекомендуется также ознакомиться с правилами расчётов с кредиторами в ходе завершающей стадии банкротства - конкурсного производства, которые установлены статьёй 142 Закона о банкротстве.

Следует помнить, что ключевой фигурой при осуществлении процедур банкротства законодатель определяет арбитражного управляющего, поэтому реализация кредиторами своих прав и законных интересов, предусмотренных законодательством в рамках процедур банкротства, во многом зависит от взаимодействия с данным лицом.

Кредиторам необходимо помнить, что арбитражный суд, в отличие от них и регулирующего органа, не наделён полномочиями осуществлять непосредственный контроль над деятельностью саморегулируемых организаций, а также арбитражных управляющих, в них состоящих.

Единственная статья Закона о банкротстве 143 - «Контроль за деятельностью конкурсного управляющего» устанавливает ограниченные полномочия арбитражного суда в отношении конкурсного управляющего, а, именно, по требованию суда представлять ему все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчёт о своей деятельности.

Следовательно, для своевременной и эффективной защиты своих прав и интересов кредиторы могут воспользоваться полномочиями, предоставленными им Законом о банкротстве, в частности, при проведении собрания кредиторов, а также обратиться в соответствующий регулирующий орган.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 52 от 03.02.2005 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.

В частности, в её полномочиях содержится возможность проведения соответствующих проверок, составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии с ч. 4 статьи 29 Закона о банкротстве.

В Магаданской области указанные полномочия осуществляются Управлением Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, с которым Арбитражным судом Магаданской области заключено соглашение от 31.01.2006 о порядке взаимодействия и взаимного информирования в сфере несостоятельности (банкротства).

Из практики дел о несостоятельности (банкротстве), рассмотренных Арбитражным судом Магаданской области, следует, что зачастую кредиторы не в полной мере реализуют свои полномочия по взаимодействию с арбитражными управляющими по таким важным вопросам, как: принятие мер по взысканию дебиторской задолженности должника; оценка реализуемого имущества должника; вопросы выплаты заработной платы работникам должника; размер и обоснованность текущих расходов в процедурах банкротства, в том числе, размер вознаграждения арбитражного управляющего и иные расходы, связанные с осуществлением его деятельности, которые могут повлиять на конечный размер удовлетворённых требований кредиторов.

В качестве примера можно привести дело по банкротству МУП «Т», в котором конкурсный кредитор, не согласный с мнением арбитражного управляющего и другого кредитора, не обжаловал решение собрания кредиторов, в результате которого дебиторская задолженность в общей сумме 532 796,81 рублей была уменьшена (реализована на торгах) за общую сумму 66 300 рублей. В результате чего, кредиторы недополучили 466 496,81 рублей. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 20.12.2007 было признано, что арбитражный управляющий не принял достаточных мер для получения всей суммы дебиторской задолженности и привлёк его к административной ответственности в виде дисквалификации, сроком на 6 месяцев.

Как правило, жалобы на действия или бездействие арбитражных управляющих поступают в арбитражный суд или в регулирующий орган несвоевременно, после закрытия формирования реестра требований кредиторов, реализации имущества должника и завершения расчётов с кредиторами, а иногда после завершения процедуры банкротства и исключения должника из реестра юридических лиц. В таких случаях, естественно, весьма проблематично защитить интересы кредиторов.

В качестве примера можно привести дело по заявлению регулирующего органа о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ООО «С» за непринятие мер к формированию реестра кредиторов второй очереди (заработная плата бывших работников банкрота) при наличии соответствующих исполнительных листов. Суд установил, что жалоба бывшего работника должника поступила в регулирующий орган только 03.12.2007, в то время как процедура банкротства в отношении этого должника завершилась 25.06.2007, а течение годичного срока о привлечении арбитражного управляющего за данное нарушение началось 19.09.2006 года, а завершилось 19.09.2007года, т.е. за три месяца, до составления регулирующим органом протокола об административном правонарушении и подачи соответствующего заявления в суд. Срок привлечения к административной ответственности не восстанавливается, в связи с чем лицо к административной ответственности в таком случае привлечено быть не может независимо от факта совершения правонарушения, в связи с чем вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 04.04.2008 в удовлетворении требований регулирующего органа о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за данное правонарушение - отказано.

Таким образом, реализация кредиторами предоставленных полномочий, предусмотренных Законом о банкротстве, для своевременной и эффективной защиты их имущественных прав и законных интересов напрямую зависит от их активности, а также знания и своевременного применения соответствующих правовых норм в процедурах банкротства.

 

 

Судья Арбитражного суда Магаданской области Кушниренко А.В.

5 декабря 2008 г.